Как играть и выигрывать в киберспорте
- Что такое киберспорт?
- Как зарабатывают деньги на киберспорте
- Доход киберспортсмена
- Особенности киберспорта
- Размер призовых фондов и количество спортсменов
- Киберспортивные дисциплины и игровые турниры
- Кто может стать киберспортсменом
- Спортивный разряд в киберспорте
- Обучение киберспорту
Популярность киберспорта растет объясняется просто — компьютерные игры доступны каждому, вне зависимости от возраста, образования или места жительства. Успешные Pro-gamers получают призы на турнирах и могут зарабатывать на своем увлечении. Для того, чтобы подняться на профессиональный уровень, необходимо проявить настойчивость, хорошую реакцию и умение работать в команде. Киберспортсменам надо много тренироваться, хорошо знать игру и своих противников. Зрители и фанаты тоже могут получить свою долю азарта, а также заработать. Ставки на спорт делают во многих лицензированных онлайн-казино.
Что такое киберспорт?
Киберспорт — это соревнования в видеоиграх. Турнир часто организуют разработчики игры, чтобы привлечь к ней внимание геймеров. Особенно популярны соревнования в командных шутерах, требующих умения стратегически мыслить тактических MOBA-стратегиях, а также RPG и симуляторах. Используется два формата, онлайн (удаленно) и офлайн (на специальной площадке, где надо присутствовать лично). Есть индивидуальные зачеты для отдельных игроков.
Призовые фонды крупных турниров сравнимы с чемпионатами мира по боксу или фигурному катанию — десятки миллионов долларов. Наиболее популярны турниры, проводимые разработчиками компьютерных игр. В топ лидеров входят Dota, League of Legends, Counter Strike. Много поклонников у Starcraft, King of Glory, ВоВ,
Важно: В онлайн-казино тоже составляют рейтинги популярности и на первом месте у бетторов находятся прогнозы результатов турнира. Такие ставки в киберспорте делают больше 80% игроков.
Зрители могут наблюдать киберспортивные соревнования в режиме реального времени. Трансляции онлайн проводятся даже в случае, если турнир проходит в офлайн-режиме. На крупных соревнованиях число зрителей достигает нескольких миллионов. Ставки делают на итог турнира, на результат конкретного игрока или команды, на промежуточные события и количество набранных очков. Все, как в обычном спорте.
История киберспорта пока не превышает 50 лет. Первым событием можно считать небольшой студенческий турнир по Spacewar, организованный в Стэнфорде в 1972 году. Призом для победителя стал журнал Rolling Stones. Первый открытый видеотурнир состоялся в 1980 году — за победу в Space Invaders соревновались уже 10 000 геймеров. Создание интернета открыло новые горизонты для игровой индустрии, а такие разработчики как Nintendo или Blockbuster создали свои чемпионаты. У киберспортсменов есть своя профессиональная лига, созданная в 1997 году — CPL. Позже были зарегистрированы Electronic Sports World Cup (ESWC), а также Major League Gaming (MLG).
Как зарабатывают деньги на киберспорте
Крупные турниры по киберспорту позволяют заработать миллионам игроков, которые могут заключать разнообразные пари. Фанаты спортсменов или просто зрители live-трансляций делают ставки и могут надеяться на выигрыш в букмекерской конторе. Если внимательно следить за турниром, то вероятность выигрыша будет зависеть не от везения, а от ваших способностей анализировать ситуацию и знаний особенностей видеоигры.
Интересно: Ставки на киберспорт внедрили многие онлайн-казино, особенно крупные БК (Parimatch или Favbet). В отличие от других игр, в киберспорте предлагают не дополнительные бесплатные фриспины, а страховку, увеличенный коэффициент или кешбэк. Иногда можно выиграть технику или гаджеты.
Рассчитывать на выигрыш могут только зарегистрированные бетторы. Требования стандартные — возраст от 18 лет, прохождение верификации, ставки на реальные деньги.
Как правило, в линии представлено более 100 событий. Игроки БК могут участвовать с различных событиях, конкурсах, лотереях. Размер минимальной ставки от 5 долларов. На крупном турнире можно выиграть миллионы.
Для спортсменов существует запрет делать ставку на себя самого. Основная причина запрета — возможность влиять на исход игры и всего турнира. Сделав ставку, геймер может не только «слить» игру, но и использовать свою осведомленность, чтобы получить нечестное преимущество. Это все, что относится к своим игрокам, поведению противника, внутренним распорядкам турнира. Поэтому желать ставки на себя или противника запрещено.
Доход киберспортсмена
Способов заработка несколько. Если вы — член команды или киберспортсмен, вы можете участвовать в турнирах. Размер призов для победителей зависит от уровня турнира. Кроме этого, в индустрии есть свои менеджеры, тренеры, маркетологи и другие специалисты. Они работают за зарплату, размер которой зависит от квалификации.
Спортсмены-любители, участвующие в региональных турнирах, получают небольшой гонорар за призовые места, порядка 100-500 долларов. Иногда призом может стать техника, гарнитура или гаджеты, новый релиз игры или мерч от разработчика. На турнирах международного уровня призовые фонды исчисляются десятками миллионов.
Чтобы зарабатывать всерьез и постоянно, надо попасть в команду. Киберспортсмены подписывают контракт и могут получать зарплату, как сотрудники какого-нибудь офиса. Ее размер зависит от уровня спортивного клуба, от 200-500 долларов до нескольких тысяч. Бонусами выступает оплата расходов в поездках на турнир.
Любой киберспортсмен, в том числе одиночка, может получать доход от рекламы. Возможности заработка не ограничены, можно вести стримы, вести курсы, зарабатывать на мастер-классах.
Особенности киберспорта
С 2022 года киберспорт официально признали во всем мире. В России это произошло еще раньше, в 2016 году. Призовой наиболее масштабных турниров превышает 30 миллионов долларов, а прибыл от ставок составляет 3-5%. По этой причине многие букмекерские конторы включили киберспорт в список предлагаемых игр.
Киберспортивные игры отличаются от азартных и имеют все признаки спортивных дисциплин:
-
победа зависит не от везения, а от умений, навыков, подготовки Pro-gamers лично и в командной игре;
-
на старте шансы равны для всех, у каждого есть возможность набирать очки, побеждать и получать первые места на турнире;
-
жанров игр мног и постепенно их число увеличивается, найти себе турнир по вкусу и способностям не составляет труда;
-
возраст не имеет значения, но чем больше времени отдано тренировкам, тем выше шансы на получение главного приза.
Плюс киберспорта, которого лишены обычные спортсмены — отсутствие ограничений и необходимости делить дисциплины или соревнования на олимпийские/паралимпийские. Удаленность игрока в большинстве случаев не имеет значения, так как многие турниры проходят онлайн. Сильные спортсмены могут хорошо зарабатывать и не нуждаются в другой профессии.
Размер призовых фондов и количество спортсменов
Наибольший призовой фонд в киберспорте бывает на высокорейтинговых турнирах. Лидера рейтинга определяют по максимальному размеру выигрыша. Например, в 2019 году симулятор Fortnite занял первое место по прибыльности, разыграв 12 миллионов долларов. Популярный на протяжении двух десятков лет, теперь уже трехмерный, шутер Counter-Strike: Global Offensive занял второе место в топе, набрав призовой фонд 7,5 миллиона долларов.
Завершила тройку лидеров MOBA-игра Dota 2 с призами на 7 миллионов. В 2020 году призовой фонд Доты 2 достиг 40 миллионов долларов. В игре CS:GO глобальный размер призов к началу 20-х годов превысил 22 миллиона.
Второй показатель уровня турнира по киберспорту — количество пользователей, наблюдающих за соревнованиями онлайн. В рейтинге 2019 года на первом месте оказалась League of Legends. Это ролевая видеоигра с элементами стратегии, за течением которой одновременно наблюдало больше 100 миллионов зрителей онлайн. Второе место прочно удерживает Defence of the Ancients (Dota), периодически меняясь местами с обладателем третьего места — Counter-Strike. Завершают пятерку лидеров Overwatch League и Playerunknown’a Battlegrounds.
Журнал Forbes опубликовал первый рейтинг наиболее влиятельных лиц в киберспорте на постсоветском пространстве. Список возглавил Роман Ramzes Кушнарев. Общая сумма его призовых — 1,7 млн. долларов. В целом оборот киберспорта и ставок на результаты турниров превышают 175 миллиардов долларов год.
Киберспортивные дисциплины и игровые турниры
В киберспорте, как и в обычных олимпийских играх, есть свои дисциплины и игроки придерживаются выбранной линии развития. Основные типы игр:
-
По количеству геймеров, фанатов и ставок на киберспорт лидирует боевая арена, легендарная игра MOBA. В ней могут соревноваться одновременно неограниченное число игроков. В числе лидеров популярности Wild Rift, одна из старейших игр DOTA 2, а также League of Legends. В состав команды входит 5 игроков, сражения проходят между парами команд.
-
Не менее популярны соревновательные головоломки. В решении логических задач соревнуются поклонники игр Hearthstone, Dueling tetris, Clash Royale. Механика многих из них использует принципы карточных игр.
-
Pro-gamers успешно играют в имитациях футбола, хоккея, тенниса, гольфа. Это командные игры, которые относятся к категории спортивных симуляторов.
-
Стратегии — многопользовательские игры, со сложным мировым устройством и развитием в режиме реального времени. Одна из самых известных стратегий — игра Warcraft.
-
Гонки на любых видах транспорта от мотоциклов до самолетов — технические симуляторы.
-
Файтинг — различные единоборства, бои без правил или аналоги спортивных боевых дисциплин. Самая известная — Mortal Kombat, а также Street Fighter.
На начальном уровне разобраться в правилах игры не сложно. Главное, выбрать свое направление и упорно развиваться.
Кто может стать киберспортсменом
Ограничений нет ни по возрасту, ни по здоровью. Опытные игроки говорят, что начинать стоит уже в 13-15 лет, чтобы успеть наработать навыки и привыкнуть к использованию геймплея. Предельная возрастная планка тоже отсутствует, так как конкуренция на турнирах высока и чемпионы меняются ежегодно. Средний возраст Pro-gamers — 18-30 лет.
Россия стала первой страной, в которой киберспорт был признан официально. Сегодня многие учебные заведения поддерживают развитие этой дисциплины, проводят внутренние турниры и участвуют в международных соревнованиях.
Если начинать с любительских турниров, ничто не помешает выйти на профессиональный уровень. Необходимо только приобрести компьютерное оборудование, которое имеет достаточную мощность и устойчивое соединение для выхода в сеть.
Для совершенствования и роста в рейтингах киберспортсмену надо выбрать одну из виртуальных дисциплин. Правила игр сильно различаются, как и вся внутренняя механика. Выступать можно в одиночку или в составе команды. Переходить из одной команды в другую можно свободно.
Каждый Pro-gamers постепенно зарабатывает собственный рейтинг, позволяющий перейти на профессиональный уровень. Одновременно с ростом умений надо «прокачивать» свой компьютер и это основная статья вложений в развитие спортсмена. Важно качество каждой составляющей от видеокарты и количества ядер до микрофона, мышки или игрового 3Д-шлема. Доступ в интернет должен быть стабильным и надежным. Профессиональные Pro-gamers тренируются ежедневно по 8-12 часов.
Спортивный разряд в киберспорте
Во всем мире киберспорт признан официальной спортивной дисциплиной, а значит для спортсменов разработана система соревнований и спортивных разрядов. В России развитием этого направления занимается Федерация Компьютерного Спорта РФ.
Разряд присуждается по итогам соревнований. За занятые призовые места начисляются баллы. Единая всероссийская спортивная классификация содержит нормы и требования для получения званий мастер или заслуженный мастер. Посмотреть календарь соревнований, турнирную таблицу и рейтинг команд или спортсменов можно на сайте ФКС РФ и Минспорта. Там же поясняется, что надо сделать, чтобы получить звание мастера киберспорта. Получить признание мирового уровня можно, победив в Олимпиаде WorldCyberGames (WCG).
Обучение киберспорту
В мире киберспорта уже существует высшее образование, но оно не обязательно. Российские учебные заведения поощряют участие студентов в турнирах. Для юных игроков существуют специальные учебные программы. Профессиональная подготовка начинается очень рано, в 12-13 лет, еще в школе. Обучиться на киберспортсмена можно в Академии киберспорта CyberBonch при СпбГУТ, университетах физической культуры и спорта, некоторых зарубежных университетах.